WARGAMES - Военная игра.  Таким солидным термином обозначают обыкновенную игру в солдатики. У подавляющего большинства это ассоциируется с глубоким детством. Так, что, известие о том, что взрослые дяди, где-то собираются, чтобы поиграть в солдатики у многих вызывает лишь снисходительную усмешку. В лучшем случае. Тем не менее, wargames существовал, продолжает спокойно существовать и иметь своих поклонников, даже несмотря на широчайшее распространение компьютерных игр. Так что же это такое?

Время от времени в различных изданиях появляются статьи о стойком оловянном солдатике. Описывается история солдатика, рассказывают о людях, которые сами изготавливают фигурки, приводится перечень знаменитостей, которые коллекционировали солдатиков. Упоминают также, что солдатиками играли, и что существовали некие правила игры в солдатики.  Несколько раз появлялись статьи, якобы рассказывающие о том, как все-таки играют в солдатики, т.е. пытающиеся описать сам процесс, но на поверку они оказывались лишь рекламными материалами отдельных игровых систем. 

Немного истории.

Первыми, кто подал идею моделировать тактические действия были Мориц Оранский и его брат Вильгельм Оранский. При помощи фигурок они разработали принципы действия отдельных подразделений: определили порядок выполнения действий, одиночными солдатами, принципы взаимодействия солдат внутри подразделения, и подразделений на поле боя. Все эти принципы были переведены на язык команд. Затем был создан устав. На основании устава, была обучена армия. Так появился Нидерландский боевой порядок. Голландская армия доказала свою состоятельность, разгромив мощнейшую в Европе армию Испанской короны. Идея была замечена и военная игра стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов. Иметь коллекцию солдатиков, считалось правилом хорошего тона. Однако сами фигурки, в то время были крайне дорогими, а возможность заказать несколько сотен фигурок имели только очень и очень состоятельные люди. Игра не выходила за стены дворцов. Следующим этапом можно считать время, когда в Европе оловянная посуда стала повсеместно заменяться фарфором. Большое количество мастеров-оловянщиков оставалось без заказов. Возникли свободные производственные мощности, которые надо было чем-то загрузить. И вот в Нюренберге возникла идея делать фигурки людей, домов, животных и, естественно солдатиков. Появились плоские Нюренбергские фигурки.

Вот так выглядят плоские Нюренбергские фигурки. Фигурки из коллекции автора. Роспись: масло. Автор росписи Дмитрий Дембик.

Их основной особенностью стала дешевизна, а, следовательно, большая доступность. Не хватала одного - рекламы. Рекламу этим фигуркам сделал король Пруссии Фридрих ІІ Великий.  Пруссия была бедной страной и не могла предоставить наследнику престола престижную коллекцию, как у французских или Австрийских принцев. Выбор пал на плоских оловянных солдатиков. Фридрих в принципе повторил действия братьев Морица и Вильгельма Оранских - он разработал новый боевой устав с учетом реалий его времени. Но, кроме того, он ввел определенные правила, по которым офицеры и генералы его штаба проводили тактические учения, используя фигурки солдатиков. Это и был первый официальный wargames (тогда это называлось немецким словом - Krigschpiel). Затем эти действия повторялись в поле на учениях. Великолепная прусская армия принесла славу своему полководцу и приставку «Великий» к титулу, а полководец сделал рекламу фигуркам. Цена фигурок  позволяла любому дворянину приобретать их, а наличие правил - объясняло, что с ними делать. Имя, покрытое, славой придавало особый шик столь модному увлечению. Krigschpiel уверенно вошла в европейскую культуру. В Россию солдатики попадали из Германии. С началом Первой Мировой связи прервались, а победивший всех и все пролетариат тут же объявил игру в солдатики и самих солдатиков буржуазным пережитком. Когда выяснилось, что Мировая революция откладывается, потребовалось воспитывать подрастающее поколение в духе «защитников Родины». Солдатики снова были призваны в строй. Первым куратором производства фигурок был назначен нарком обороны К. Е. Ворошилов. Однако в СССР ограничились только выпуском солдатиков. Какие либо сопутствующие правила игры не выпускались и не планировались. По сути, была взята только форма, а содержание было отброшено. Посчитали, что дети сами разберутся, что с фигурками делать. Дети разобрались слабо. Да и убогий ассортимент, вместе с отвратительным качеством, этому не столько способствовали, сколько мешали.


Вот так выглядели солдатики в Советском Союзе. Коллекция автора.

Когда СССР скончался и границы открылись, на рынке появились и фигурки солдатиков. Естественно, что завозилось, то, что можно было купить подешевле, а продать подороже. Так, абсолютно стихийно рынок заполнился фигурками в масштабе 1:72.  Фигурками, имеющими весьма специфическое предназначение (подробнее об этих фигурках мы поговорим в другой части). За десятилетие своего практически безраздельного господства на одной шестой части суши эти фигурки сформировали особый стереотип в подходе к принципам игры и коллекционированию. Этот стереотип несколько отличается от того, который принят на Западе. Однако об этом тоже в следующий раз.

  Как выглядит традиционный wargames.

Итак, wargames это столкновение двух или более фигурок, команд, отрядов, групп отрядов или армий на игровом (обеденном, письменном, кухонном) столе.

Одним из важных и непременных атрибутов wargames'а является кубик (шести-, восьми-, десяти-, двенадцати-, двадцати-, стогранный). Бросок кубика/кубиков отражает фактор неопределенности, который возникает при любом столкновении двух противоборствующих сторон.

Разные люди хотят от игры совершенно разных вещей. Одним нравится скрупулезно и долго создавать и красить одну-две фигурки, наделяя ее уникальными способностями, чтобы потом отправить ее в бесконечный квест. Другим хочется почувствовать себя  легатом, стоящим во главе римского легиона и мановением руки бросающего на врага прямоугольники тяжелой пехоты. Кому-то нужно победить в войне умов, т.е. выиграть свою войну или переиграв уже прошедшую, доказать, что наши все равно круче всех. Каждый выбирает свой тип игры.

Типы игр. Очень грубо все игры в солдатики можно разделить на три типа.

Игра отдельными фигурками.  Каждая фигурка обязательно отражает только одного человека (персонажа) и обладает личными характеристиками. Действия следующей фигурки начинаются после того, как закончатся действия предыдущей. Для такой игры достаточно иметь несколько фигурок: от 2-3 - минимум, до 25-30 - максимум. Игра требует немного места и может занять 1-2 часа.  Особенностью такой игры является необходимость максимального соответствия фигурки своему прототипу. В настоящий момент наиболее представленными на нашем рынке играми подобного типа являются «AT-43» и «Confrontation», «D&D Miniatures».

Warzone, типичный представитель игр подобного типа. Киев, 2003 год. Коллекция автора.

Игра отдельными отрядами.  Отряды обязательно состоят из отдельных фигурок,  и сами составляют армию. Фигурки лишены определенной самостоятельности и могут действовать только вместе с отрядом, в который входят. Фигурка может отражать одного человека (персонажа), но может уже считаться как некий маркер (фишка), обозначающая группу людей (персонажей). Например, 1 реально стоящая на столе фигурка обозначает 33 пехотинца, в определенном построении. Фигурки имеют стандартную (усредненную) экипировку и практически лишены индивидуальных особенностей. Отличия проходят по родам войск. Такая игра требует не менее 3-4 часов времени, хотя рассчитана на 8-16 часов, стола размером 1,20 Х 2,40м или более и количества фигурок от 100 и до 1000.  К этому типу относятся «Warhammer Fantasy Battles», «Warhammae 40 000», от «Games Workshop», «Кольцо Власти» и «Эпоха битв» фирмы «Звезда».

 

«Европа, XV век», игра, родившаяся из первой версии «Эпохи битв». Типичный представитель «домашних правил», разработанных автором.  Киев, 2004 год.

Игра отдельными подставками. Отряды представлены подставками. Это значит, что каждый отряд имеет заранее определенные размеры, которые не могут измениться в течение всей игры. Либо подставка будет оставаться в игре, и изменяться будут только ее характеристики, либо она будет удалена полностью. В данном случае фигурки выполняют исключительно вспомогательную и эстетическую функцию. Они могут отражать род войск, обозначенных подставкой,  могут отражать изменения возможностей данной подставки, но их присутствие не принципиально. Все это, при желании, можно спокойно писать карандашом на той же подставке. Такая игра рассчитана на 2-6 часов и удобна для проведения (реконструкции) крупных сражений. Морочить себе голову сбором и покраской фигурок - необязательно. К этому типу игр можно отнести «Наполеонику» по Брюсу, «DBA», «AXIS&ALLIES».

 

Наполеоника по Брюсу. Киев, 2004 год. Фигурки из коллекций Дмитрия Дембика и Александра Шейко.

Бургундские войны, Муртен. Киев, 2003 год. Так называемые «Домашние правила», разработаны Андреем Куркиным. Они напечатаны в написанной им же книге «Рыцари, последние битвы» (АСТ; СПб; Полигон, 2005

 

 «DBA». Фотографии взяты из интернета.  К сожалению, автору не известно, играют ли по этим правилам в Киеве.

Виды игр. Игры также грубо можно разделить на два вида, это, собственно, просто игра и реконструкция.

Просто игра. Главный принцип - играбельность, т.е. простота и удобство игрового процесса. Основная задача - отдых. Это значит, что кроме знания правил, игроку не требуется каких-то дополнительных знаний по предмету. Желательно, но не обязательно. Игровой ход не должен длиться дольше 15-20 минут. Ну, максимум - 30. Если больше - тогда начинает теряться нить игры. Сама игра должна быть рассчитана на время от 2 до 6 часов. Максимум - 8. Если игра затягивается, попробуйте перенести ее на следующий день. Не можете - не затевайте. Дело в том, что после 6 часов начинаешь уставать и совершать ошибки, после 8 часов - звереешь и тихо ненавидишь окружающих. Возникает вопрос, а на фига оно мне надо? Удовольствие потеряно напрочь, отдыха - никакого.

Реконструкция. Главный принцип - достоверность. Основная задача - достичь заранее определенного результата. В жертву достоверности приносится все остальное.  Но это оправдывается расширением кругозора и углубленным изучением отдельных исторических эпизодов. Здесь на первый план выходят принципы отражения реальных возможностей человека, за единицу времени, допустим, за минуту. Игрок обязан обладать дополнительными знаниями по обыгрываемому периоду.  Фигурки обязаны соответствовать теме игры. Игра может длиться бесконечно долго, пока все не попадают с ног от усталости или пока не будет достигнут заранее оговоренный результат. В большинстве случаев, это приводит к незаконченным играм. Игроки обнаруживают что, потратив 8-10 часов реального времени, их войска практически остались на месте, а сам бой занял 5-7 минут игрового времени.

Немного подробнее про термин «Играбельность». Разные люди понимают под этим словом довольно разные вещи, т.е. если Ваш знакомый скажет Вам, что данная игра абсолютно не играбельна, это еще совершенно не означает, что она Вам не подходит. Возможно, Ваш знакомый просто смотрит на все это несколько иначе. Попробуем определиться с этим понятием относительно wargames'а.

Время. Любая игра должна иметь свое начало и свое четко определенное окончание. Прежде всего, она должна укладываться в определенные временные рамки. Большинство настольных игр рассчитано на 1-2 часа, это время которое любой  может найти для себя в течение одного дня. Было бы желание. Большинство wargames'ов не соответствуют этой цифре. Если некоторые игры и могут занять 2 часа чистого, игрового времени (есть еще время, затрачиваемое на подготовку), то реконструкции - никогда. В большинстве своем стандартный wargames рассчитан на один день, т.е. на 6-8 часов. Некоторые правила, особенно этим страдают «домашние правила» игр-реконструкций, не утруждают себя предусматриванием определенных временных рамок, т.е. игра до победы или до полного физического истощения игроков. В большинстве случаев это приводит к незавершенности игры.  Если Вас это устраивает - это Ваше право.

В любом случае имеет смысл заранее определиться, сколько времени Вы готовы отдать своему увлечению.

Подготовка. Чтобы начать играть в шахматы, необходимо достать из коробки фигуры,  разложить поле, правильно расставить фигурки и вперед. Wargames требует несколько иного подхода. Его классический вариант предполагает очень высокую степень соответствия. Это значит, что фигурки должны быть обязательно покрашены (желательно лично), должны соответствовать заявленным персонажам. Иными словами, при игре в Греко-Персидские войны будьте любезны выставить греческих гоплитов и персидских воинов, а если Ваши орки собрались в очередной раз пощупать эльфов, то совершенно ни к чему обозначать одних римскими легионерами, а других  французской линейной пехотой. Не поймут. Это, конечно, никем не запрещено, Вы всегда можете взять просто фишки (пуговицы) двух цветов, поставить рядом флажки с надписью кого они обозначают, положить на стол несколько книг, заявив, что это горы, а журналы - это дома и гордо заявить, что Вы варгеймер. Никто Вас за это бить не будет. Но окружающих Вы повеселите.

Итак, Wargames предполагает обязательное наличие армии, отряда, команды. Желательно, покрашенной. Это условие не обязательно, но его соблюдение вызывает огромное уважение окружающих. Все это требует времени (и не маленького) и денег. О деньгах поговорим в другой части, сейчас только о времени. Покраска одной фигурки занимает от одного до трех часов в зависимости от качества покраски и опыта. Выше, в описании типа игр, специально приведены количества фигурок, которые для  них необходимы. Выбор остается за Вами.

Место. Для игры необходим стол. Желательно специально оборудованный. Это значит, что нужны элементы местности: лес, дома, холмы, река, крепости и замки. Все это можно изготовить самостоятельно, что тоже отнимет достаточно времени. Но изготовленные вещи еще надо где-то хранить. В условиях небольших квартир это всегда достаточно проблематично и близкие вечно будут претендовать на занимаемую Вашим увлечением площадь.  Средством против этого могут послужить специализированные игровые клубы. В их задачу входит обеспечение своих посетителей столами и определенным инвентарем.

Имеет смысл поискать такой клуб. Там, по крайней мере, отнесутся к Вашему увлечению с должным пониманием.

Цена. Покупая шахматы или «Монополию» Вы приобретаете готовую игру со всем необходимым. Иными словами, для того, чтобы играть Вам больше ничего не понадобиться. Кроме партнера. Попадая в цепкие лапы wargames'а,  Вы получаете только правила и, иногда, стартовый комплект фигурок (всегда минимальный), служащий для того, чтобы посильнее Вас зацепить. Поэтому правила для wargames'а зачастую называют игровыми системами. Это значит, что Вы до бесконечности можете расширять свою армию, которая при должном подходе очень быстро превращается в уникальную коллекцию. Иными словами нельзя один раз потратить деньги, а потом спокойно развлекаться. Фирмы производители этого не допустят.

Так что подумайте, сколько денег Вы готовы вложить. Имейте в виду, что wargames далеко не дешевое увлечение и будет очень обидно, если вложенные деньги пропадут зря.

На все предложенные параметры каждый будет отвечать сам для себя. Ответы и составят Ваше личное представление об играбельности различных игровых систем. Многие люди, имея одно и тоже увлечение, выберут совершенно разные варианты. Вам придется искать тех, у кого представления об играбельности схожи с Вашими взглядами.

В качестве совета мы можем предложить Вам вариант решения. Авторы грамотно разработанных игровых систем всегда дают ответы на эти вопросы в качестве предисловия к своим правилам. Это называется: концепцией разработчиков.  Наличие такой концепции и отличает грамотно разработанную систему от всевозможных поделок.  Таким образом, если в предложенных Вам правилах отсутствует концепция, имейте в виду, что это не законченная игра, но полуфабрикат обреченный на мучительную доработку или долгую дорогу в мусорник.

 

Темы игры. Любые, в которых могут участвовать фигурки людей, зверей, монстров, техники. Это история войн в прошлом, настоящем и будущем, фантастика и фэнтези, продолжение приключений героев любимых книг, фильмов, компьютерных игр.  Главное, чтобы в результате, Ваши доблестные воины ухитрились втоптать в пыль коваными сапогами, разнести в прах боевой магией или забросать драконьим пометом  всегда злобного и неизменно коварного врага.

В заключение.

Многие приходят в мир  wargames от фигурок. Сначала увидел красивую фигурку, потом узнал, что с ней можно что-то делать, а не просто поставить на полку. Другие, наоборот пытаются оживить понравившийся им мир. В этой части мы рассказали только об одной стороне wargames'а - о самом процессе игры. Вторая сторона - это фигурки, которые и составляют видимую и наиболее привлекательную часть айсберга. Их множество. Но они все имеют свое четко определенное место и призваны выполнять свою, присущую только им, задачу.

Это тема следующей части...

 

Андрей Цупник.

 

© wargames-ua

Бесплатный хостинг uCoz