Занятие/оставление населенного пункта.

Занятие населенного пункта требует 100% фазы движения. К началу движения подразделение должно соприкасаться любой своей стороной с макетом населенного пункта.

Если в населенном пункте находится подразделение противника, войти в него можно, только совершив атаку населенного пункта в фазу атаки.

Войти в атакованный в фазу атаки населенный пункт разрешается только подразделениям атакованного Игрока. Правило размещения должно выполняться. В этом случае, в фазу рукопашной, будут участвовать также и вошедшие в фазу движения в населенный пункт подразделения.

Если в населенном пункте нет подразделения противника, но находятся артиллеристы без орудий, инженеры или генералы, войти в населенный пункт можно в фазу движения. В этом случае указанные подразделения противника и генералы автоматически берутся в плен.

Подставки подразделения в населенном пункте располагаются по периметру макета в одну линию таким образом, чтобы ни одна из подставок не выходила за границы макета. Внутри макета располагать подразделения нельзя. Подставки одного подразделения могут не соприкасаться. Игрок может выбрать, сколько подставок будут располагаться на определенной стороне макета (влияет на направление стрельбы и возможность обстрела этого подразделения противником).

Одно подразделение должно полностью поместиться в населенном пункте. Поэтому, если часть подразделения не помещается на периметре макета населенного пункта, такое подразделение занять населенный пункт не может.

Кавалерия в конном строю занять населенный пункт не может.

Конные егеря могут спешиться и занять населенный пункт в течение фазы движения одного хода.

Артиллерийская батарея с орудиями занять населенный пункт не может.

Обоз занять населенный пункт не может.

Артиллеристы без орудий, инженеры и генералы могут войти в населенный пункт, вне зависимости от наличия своих подразделений или свободного места по периметру макета населенного пункта.

 

Выход из населенного пункта требует 100% фазы движения. Подразделение может:

- выйти в любую сторону;

- принять любое построение, кроме «расстроенное».

- принять любое направление.

При этом одна из середин тыла, фланга, фронта строя подразделения (всего построения, а не какой-либо из подставок) должна касаться макета населенного пункта.

 

Вход внутрь форта или его оставление. Смотрите раздел правил «Форт».

 

Подъем на стены форта или крепости или спуск с них во внутренний двор форта или в тыловую сторону крепостной стены. Смотрите раздел правил «Форт».

 

Укрепление населенного пункта.

Инженерное подразделение внутри населенного пункта может укреплять данный населенный пункт. Для полного укрепления населенного пункта ДЛЯ ЛЮБОГО КОЛИЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ необходимо ДВА ПОЛНЫХ ХОДА. Игрок декларирует данное действие и помещает один маркер «Укрепление» возле населенного пункта. Инженерное подразделение использует 100% своего движения в данную фазу.

При втором таком же действии в отношении данного населенного пункта в следующих ходах (необязательно подряд) кладется второй маркер.

В конце ВСЕГО ХОДА (а не фазы движения), в котором был положен второй маркер, населенный пункт становиться укрепленным населенным пунктом и помечается соответствующим образом.

 

Разборка баррикады у моста через реку.

Пехотное, инженерное, артиллерийское подразделение и спешенные егеря, находясь в соприкосновении с баррикадой любой из середин тыла, фланга, фронта строя подразделения (всего построения, а не какой-либо из подставок), может разобрать баррикаду. Тратиться 100% фазы движения. Подразделение остается на месте, НО МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬ ПОСТРОЕНИЕ и направление. Легкая пехота, спешенные егеря и легкая артиллерия могут затем стрелять в фазу стрельбы с модификатором за движение.

 

Влияние местности на движение.

Кавалерия в конном строю войти в лес не может. Кавалерия в конном строю пройти через артиллерийское укрепление не может. Кавалерия в конном строю пройти через стену не может.

Артиллерия с орудиями войти в лес не может. Артиллерия пройти через артиллерийское укрепление и стену не может.

Нельзя пройти через реку (без моста или брода), озеро, болото.

Уменьшают движение на 50% граница уровня холма при пересечении ее вверх, брод, вся площадь леса, кустарник, вся площадь пашни, вся площадь засеянного поля, стена, населенный пункт (если подразделение хочет пройти через населенный пункт - при этом подразделение должно в конце движения покинуть полностью макет населенного пункта), артиллерийское укрепление.

«Вся площадь» означает - пока части подразделения находятся на разной местности, все подразделение испытывает ее влияние.

Уменьшается только та часть расстояния движения, которая приходится на указанную местность.

Дорога увеличивает движение на 50%, пока подразделение двигается по дороге. При этом подразделение должно полностью находиться на дороге. Подразделение может совершить часть своего движения по дороге с увеличенной скоростью и часть - вне дороги с обычной скоростью.

 

Влияние других подразделений.

Проходить через другие дружественные или вражеские подразделения запрещено. Таким образом, нельзя измерять расстояние движение через иное подразделение. Его можно только обойти по правилам захождения.

Артиллеристы без орудий и инженеры могут укрыться в дружественном «каре» любого размера.

Пушки без артиллеристов не являются препятствием для движения и других действий подразделений. После прохождения любого вражеского «собранного» подразделения через пушки без артиллеристов - такие пушки убираются со стола, как уничтоженные. При этом артиллеристы остаются на поле.

 

Действия артиллеристов вне батареи или оставшихся без пушек.

Такие артиллеристы могут использовать любые орудия без артиллеристов на поле (в том числе и противника). Тип артиллерии определяется типом используемых пушек, а не фигурок артиллеристов. Также может быть использовано правило присоединения к другому подразделению (см. «Построение собранного подразделения», абзац 2).

 

ФАЗА СТРЕЛЬБЫ.

Стрельба происходит одновременно с обеих Сторон. Даже, если Игроки бросают кубики по очереди.

Подразделение в построении «расстроенное» стрелять не может.

Обоз целью стрельбы быть не может.

Стрельба происходит из положения и по положению, которое подразделения занимают на конец фазы движения.

Стреляют подставки первой линии подразделения. Артиллерийская батарея стреляет в полном составе.

Стрельба в рукопашную запрещена. «Каре» в рукопашной НЕ СТРЕЛЯЕТ, даже, если фас «каре» свободен.

Артиллерийская батарея, расположенная любым образом на границе любого уровня холма, для проведения своей стрельбы и обстрела по ней (в части видимости и дальности стрельбы) считается находящейся на более низком уровне.

 

Любое подразделение за одну фазу может обстрелять несколько подразделений противника. Для этого Игрок делит стреляющее подразделение по подставкам и указывает каждой группе подставок отдельную цель. Соответственно, не может быть обстреляно больше целей, чем количество подставок в подразделении.

 

Условия для выполнения стрельбы.

1.     Подразделение не двигалось (кроме легкой артиллерии, легкой пехоты, спешенных конных егерей), не перестраивалось (кроме легкой артиллерии, легкой пехоты, спешенных конных егерей) в фазу движения этого хода. Оно выполнило движение - «никаких действий».

2.     Стреляющее подразделение не находится в построении «расстроенное».

3.     Стреляющее подразделение не находится в соприкосновении с противником.

4.     Цель должна находиться во фронтальной зоне стреляющего подразделения. Для каждой подставки стреляющего подразделения определяется, находится ли цель в ее фронтальной зоне. Если нет - такая подставка стрелять в данную цель НЕ может.

5.     Цель необходимо видеть. Если середина подставки стреляющего подразделения видит (прямая линия от нее не проходит через препятствующий рельеф, населенный пункт, стену/вал выше человеческого роста, иное подразделение, часть подразделения цели) середину ФРОНТА ИЛИ ФЛАНГА ИЛИ ТЫЛА одной из подставок подразделения противника, такая подставка может участвовать в стрельбе по данной цели. Исключение - гаубичная артиллерия.

6.     Стрельба через препятствие ниже человеческого роста (когда противник не находится в соприкосновении с этим препятствием) получает отрицательный модификатор.

7.     Стрельба с холма, стены или башни форта, крепостной стены аннулирует влияние артиллерийского укрепления, стены ниже человеческого роста, овраг.

 

Холм позволяет обстреливать войска противника во второй линии, через стену выше человеческого роста. Но лес, населенный пункт, другой холм не позволяют это делать.

 

Расстояние стрельбы измеряется от середины ФРОНТА строя группы стреляющих в данную цель подставок стреляющего подразделения или середины фронта артиллерийской батареи до ближайшей точки строя подразделения цели.

 

Порядок объявления стрельбы.

Перед началом фазы Стороны делают бросок по 1Д20. У кого больше, тот Игрок первым объявляет стрельбу всеми желаемыми своими подразделениями. Затем это делают остальные Игроки по очереди.

Игрок объявляет стрельбу в следующем строгом порядке. Для одного подразделения противника - цели стрельбы - Игрок ДО БРОСКА указывает все подставки всех подразделений, которые ведут огонь в эту цель. Затем выполняется процедура, описанная ниже. После БРОСКА изменения в количество стреляющих в данную цель подставок ВНОСИТЬСЯ НЕ МОЖЕТ. То есть, количество обстреливающих данную цель подразделений, НЕ МОЖЕТ увеличиться или уменьшится. Больше стрелять в эту цель В ЭТОТ ХОД НЕЛЬЗЯ.

Процедура стрельбы.

1. Для каждой группы подставок одного подразделения, стреляющих в одну цель, определяется отдельное общее расстояние. То есть нельзя измерять от каждой подставки отдельно.

2. Для одной цели определяется сумма показателей стрельбы (показатели смотрите ниже) всех стреляющих в эту цель групп подставок с учетом модификаторов.

3. На каждые полные 20 единиц полученной суммы показателей стрельбы автоматически уничтожается 1 (одна) подставка из состава цели.

4. На остаток единиц из суммы показателей стрельбы проводится соответствующий бросок 1Д20 для теста на уничтожение еще одной подставки. Если результат броска меньше или равен остатку - подставка уничтожена, если больше - подставка не уничтожена.

 

Например:

1. Сумма показателей равна 24. Одна подставка уничтожена автоматически. Остаток составляет 4 (24 - 20). Проводится тест на уничтожение еще одной подставки: 1Д20 по «1-4».

2. Сумма равна 12. Автоматически уничтоженных подставок нет. Может быть уничтожена только одна подставка. Проводится тест на ее уничтожение: 1Д20 по «1-12».

3. Сумма равна 40. Две подставки уничтожены автоматически. Больше уничтоженных подставок быть не может. Тестов больше нет.

Показатели стрельбы пехоты любого типа.

Линейное, тяжелое, гвардейское пехотное подразделение стрелять не может, если в фазу движения этого хода оно двигалось или перестраивалось. Легкая пехота может стрелять с ухудшающим модификатором.

РАССТОЯНИЕ СТРЕЛЬБЫ (ВИДИМОСТИ) В ЛЕСУ - 5 см. ОПУШКА ЛЕСА СОСТАВЛЯЕТ - 5 см.

Показатели стрельбы подразделения любого типа и любой опытности:

Количество стреляющих подставок

Расстояние, см

0-15 см

15-30 см

1

1-3

1-2

2

1-6

1-4

3

1-9

1-6

4

1-12

1-8

 

Модификаторы:

за стрельбу после перестроения, движения во время фазы движения (только для легкой пехоты): -1 на каждую подставку.

за стрельбу по цели за укрытием (больше половины, включая середину видимой части строя цели, находится в лесу, в/за кустарнике(ом), за забором, в канаве): -1 на каждую подставку.

за стрельбу по цели в артиллерийском укреплении, за каменной стеной, в УКРЕПЛЕННОМ населенном пункте, на стене форта или крепостной стене: стрельба не эффективна в любом случае.

за стрельбу по цели в НЕУКРЕПЛЕННОМ населенном пункте: -1 на каждую подставку.

за стрельбу через препятствие ниже человеческого роста, если цель не в соприкосновении с ним: -1 на каждую подставку.

за стрельбу вверх по холму: -1 на каждую подставку.

за стрельбу с упора из-за стены, из населенного пункта: +1 на каждую подставку.

за стрельбу по «колонне», «каре»: +1 на каждую подставку.

 

Стрельба спешенных конных егерей.

РАССТОЯНИЕ СТРЕЛЬБЫ (ВИДИМОСТИ) В ЛЕСУ - 5 см. ОПУШКА ЛЕСА СОСТАВЛЯЕТ - 5 см.

Показатели стрельбы подразделения любого типа и любой опытности:

Количество стреляющих подставок

Расстояние, см

0-10 см

10-20 см

1

1-3

1-2

2

1-6

1-4

3

1-9

1-6

4

1-12

1-8

 

Модификаторы:

за стрельбу после перестроения, движения во время фазы движения (только для легкой пехоты): -1 на каждую подставку.

за стрельбу по цели за укрытием (больше половины, включая середину видимой части строя цели, находится в лесу, в/за кустарнике(ом), за забором, в канаве): -1 на каждую подставку.

за стрельбу по цели в артиллерийском укреплении, за каменной стеной, в УКРЕПЛЕННОМ населенном пункте, на стене форта или крепостной стене: стрельба не эффективна в любом случае.

за стрельбу по цели в НЕУКРЕПЛЕННОМ населенном пункте: -1 на каждую подставку.

за стрельбу через препятствие ниже человеческого роста, если цель не в соприкосновении с ним: -1 на каждую подставку.

за стрельбу вверх по холму: -1 на каждую подставку.

за стрельбу с упора из-за стены, из населенного пункта: +1 на каждую подставку.

за стрельбу по «колонне», «каре»: +1 на каждую подставку.

 

Стрельба кавалерии.

Кавалерия в конном строю не стреляет. Конные егеря в конном строю НЕ СТРЕЛЯЮТ.

 

Стрельба артиллерии.

Артиллерийская батарея стрелять не может:

1.     Из походного положения.

2.     Средняя или тяжелая, если в этот ход перестраивалась из походного положения в положение для стрельбы или двигалась в построении для стрельбы. Легкая может с ухудшающим модификатором.

ОПУШКА ЛЕСА СОСТАВЛЯЕТ - 5 см.

 

 

 

 

 

 

Легкая артиллерия

Показатели стрельбы подразделения любого типа и любой опытности:

Количество фигурок в батарее

Расстояние, см

0-15 см (картечь)

15-45 см (ядро)

1

1-3

1-2

2

1-6

1-4

3

1-9

1-6

4

1-12

1-8

Средняя артиллерия

Показатели стрельбы подразделения любого типа и любой опытности:

Количество фигурок в батарее

Расстояние, см

0-20 см (картечь)

20-60 см (ядро)

1

1-3

1-2

2

1-6

1-4

3

1-9

1-6

4

1-12

1-8

 

Средняя гаубичная артиллерия

Показатели стрельбы подразделения любого типа и любой опытности:

Количество фигурок в батарее

Расстояние, см

0-20 см (картечь) только по видимой цели

20-60 см (ядро) только по видимой цели

20-60 см (граната) только по невидимой цели

1

1-3

1-2

1-2

2

1-6

1-4

1-2

3

1-9

1-6

1-4

4

1-12

1-8

1-6

Гаубичная артиллерия при стрельбе по невидимой цели имеет мертвую зону. Эта зона простирается на 20 см от батареи. Если невидимое для гаубичной артиллерии подразделение противника полностью находится в указанной мертвой зоне, гаубичная батарея НЕ МОЖЕТ обстрелять такое подразделение.

 

Тяжелая артиллерия

Показатели стрельбы подразделения любого типа и любой опытности:

Количество фигурок в батарее

Расстояние, см

0-25 см (картечь)

25-80 см (ядро)

1

1-3

1-2

2

1-6

1-4

3

1-9

1-6

4

1-12

1-8

Каждый уровень холма увеличивает стрельбу ядрами (но не картечью) на 10 см.

 

Модификаторы:

за движение или перестроение в фазу движения данного хода (только для легкой артиллерии): -1 на каждую фигурку артиллериста.

за стрельбу по цели за укрытием (больше половины, включая середину видимой части строя цели, находится в лесу, в/за кустарнике(ом), за забором, в канаве), артиллерия за артиллерийским укреплением: -1 на каждую фигурку артиллериста.

за стрельбу по цели в УКРЕПЛЕННОМ населенном пункте, на стене форта или крепостной стене - только ядрами и гранатами: -1 на каждую фигурку артиллериста.

за стрельбу по цели за стеной, в НЕУКРЕПЛЕННОМ населенном пункте - только ядрами и гранатами: без модификатора.

за стрельбу через препятствие ниже человеческого роста, если цель не в соприкосновении с ним: -1 на каждую фигурку артиллериста. Исключение - средняя гаубичная артиллерия по видимой и невидимой цели - модификатора нет.

за стрельбу по «колонне», «каре»: +1 на каждую фигурку артиллериста.

 

Особенности средней гаубичной артиллерии.

1.     Возможна стрельба по невидимой цели.

2.     Игнорирует артиллерийское укрепление, стену форта, крепостную стену, стену ниже человеческого роста.

 

Отскоков ядер в данной игре НЕТ.

 

Потери от стрельбы.

В «боевой линии» - с левого фланга или ближайшая к стреляющему. В «колонне» - задние подставки. В «каре» и «расстроенном» - любая подставка и построение сразу же меняется в зависимости от количества оставшихся подставок.

 

ФАЗА ПРОВЕРКИ МОРАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.

Тест на моральное состояние («Тест Морали») проводится в следующих случаях:

1.     Гибель подставки (фигурки артиллериста) в подразделении.

2.     Гибель главнокомандующего \ генерала в рядах или на расстоянии до 10 см от подразделения.

 

Тест проводится по броску кубика Д20 относительно базовых показателей с учетом модификаторов.

 

Базовые показатели:

Новобранцы - 8.

Ветераны - 10.

 

Модификаторы:

генерал в рядах: +3, вне рядов в 10 см или менее: + 1.

главнокомандующий в рядах: +6, вне рядов в 10 см или менее: + 2.

подразделение противника во фланговой зоне в 10 см или менее: -1 за каждый фланг (но не за каждое подразделение на одном фланге, т.е. максимум: -2).

подразделение противника в тыловой зоне в 10 см или менее: -1 за факт (но не за каждое подразделение в тылу).

свои «собранные» подразделения в любом построении в составе больше одной подставки в 10 см или менее, кроме «расстроенное»,: +1 за каждое подразделение.

за построение «колонна» или «каре» до получения потерь: +2.

за построение «расстроенное»: -2.

за две потерянные подставки в этот ход: -4.

за три потерянные подставки в этот ход: -8.

за стену ниже человеческого роста при соприкосновении, в НЕУКРЕПЛЕННОМ населенном пункте: +2.

за укрепление при соприкосновении только для артиллерии: +4.

за каменную стену при соприкосновении, в УКРЕПЛЕННОМ населенном пункте: +4.

 

Неудачный тест.

Выпавшее число больше необходимого.

«Собранное» подразделение:

Требуется повторный бросок Д20.

Новобранцы.

При «1-5» перестраиваются в построение «расстроенное» на том же месте и остаются «собранными».

При «6-10» отступают на 20 см и перестраиваются в построение «расстроенное». Остаются «собранными».

При «11-20» переходят в состояние «бегство».

Ветераны.

При «1-5» перестраиваются в построение «расстроенное» на том же месте и остаются «собранными».

При «6-10» отходят на 20 см и перестраиваются в построение «расстроенное». Остаются «собранными».

При «11-20» переходят в состояние «бегство».

 

Отход подразделения.

Выполняя отступление на 20 см, подразделение отступает в направлении от одного из обстрелявших его вражеских подразделений по выбору Игрока. В конце этого движения подразделение должно суметь принять построение «расстроенное», не налетев при этом на другое подразделение или непроходимое препятствие. Если подразделение не может принять построение «расстроенное» после отхода в нужном направлении (нет свободного места), оно:

1. отходит на меньшее расстояние в нужном направлении пока не достигнет препятствия и сможет принять построение «расстроенное»;

2. если не может, то отходит в любом другом направлении (приоритет - от противника) по выбору своего Игрока.

Если нет возможности выполнить все эти условия, подразделение остается на месте в построении «расстроенное».

Проходимый рельеф НЕ УМЕНЬШАЕТ расстояние отхода. Край стола считается непроходимым препятствием.

 

 «Бегство».

Подразделение, перешедшее в состояние «бегство», убирается со стола. Каждую фазу движения может пытаться восстановиться (см. Восстановление из состояния «бегство»).

ФАЗА РУКОПАШНЫХ.

Вступить в рукопашную можно только после объявления атаки. В фазу движения подразделение не может соприкоснуться с противником.

Рукопашная длиться только один ход (данную фазу).

Процедура проста и проводиться отдельно для каждой рукопашной, возникшей после фазы атаки.

Атаковавший Игрок (только он) подсчитывает суммарный модификатор. Он складывается из соответствующих ситуации модификаторов, указанных ниже. Затем Игрок бросает Д20 и прибавляет (отнимает) к выпавшему числу полученный суммарный модификатор. Игрок получает конечный результат в виде числа.

Обороняющийся Игрок также бросает Д20, получая свой конечный результат.

Конечные результаты сравниваются.

Игрок, у которого, конечный результат больше - выигрывает рукопашную, меньше - проигрывает, при равных результатах - ничья.

 

Модификаторы.

За атаку: +4.

Разница в рангах: +/- разница в рангах.

Ветерану против новобранца: +4.

Новобранцу против ветерана: -4.

Атака в лесу или на неукрепленный населенный пункт: -4.

За атаку вверх или вниз через границу холма или через проходимое препятствие, в овраге: -4.

Если цель атаки в УКРЕПЛЕННОМ населенном пункте, за каменной стеной, на стене форта, на крепостной стене: -8.

За атаку через овраг: -12.

За каждую «лишнюю» подставку по сравнению с противником: +2.

За каждую «недостающую» подставку по сравнению с противником: -2.

За построение «колонна» против построения «боевая линия»: +8.

За построение «боевая линия» против построения «колонна»: - 8.

За пехотную колонну против построения «каре»: +8.

За атаку во фланг (у «каре» и «расстроенного» подразделения нет фланга или тыла): +8.

За атаку в тыл (у «каре» и «расстроенного» подразделения нет фланга или тыла): +8.

За атаку кавалерией в конном строю против подразделения в построении «каре»: -12.

За атаку кавалерией в конном строю против пехоты или спешенных егерей НЕ в построении «каре»: +8.

За атаку против подразделения в построении «расстроенное»: + 8 (суммируется с предыдущим).

За атаку пехоты против спешенных конных егерей: +4.

За атаку спешенных егерей против пехоты: -4.

За атаку кавалерией в конном строю против спешенных егерей: +4.

__________________________________________________________________________________

 

Проигравший:

1.     Теряет одну подставку.

Если у Игрока в ОДНОЙ рукопашной участвует два или более подразделений и результатом рукопашной является проигрыш или ничья - Игрок несет потери ТОЛЬКО В ОДНУ ПОДСТАВКУ. Указанные потери несет подразделение с более высоким рангом рукопашной. Если ранги рукопашной у подразделений одинаковые, потери несет любое подразделение на выбор Игрока.

 

2.      Выполняет повторный бросок Д20.

Новобранцы.

При «1-8» отходят на 20 см и перестраиваются в построение «расстроенное». Остаются «собранными». Оставляют населенный пункт.

При «9-20» переходят в состояние «бегство», аналогичному описанному в «Фаза проверки морального состояния».

Ветераны.

При «1-10» отходят на 20 см и перестраиваются в построение «расстроенное». Остаются «собранными». Оставляют населенный пункт.

При «11-20» переходят в состояние «бегство», аналогичному описанному в «Фаза проверки морального состояния».

 

Проверка проводится отдельно для каждого подразделения, участвующего в рукопашной.

 

ИЛИ

3.      Сдается при разнице конечных результатов в 5 раз и более. Сдавшееся подразделение убирается со стола окончательно. Сдаются все подразделения, проигравшие данную рукопашную с таким результатом.

 

Победивший перестраивается в построение «расстроенное» и остается на месте. «Каре» и подразделения в УКРЕПЛЕННОМ населенном пункте, на стене форта и на крепостной стене, тестируются относительно опытности без модификаторов по 1Д20: тест удачный (выпавшее число меньше или равно опытности) - остается в построении «каре», тест неудачный (выпавшее число больше опытности) - переходит в построение «расстроенное». Бросок один вне зависимости от типа войск.

Победившее подразделение потерь не несет.

Победившее подразделение занимает населенный пункт, в случае если атаковался населенный пункт, и находится в нем в построении «расстроенное».

При ничьей каждое подразделение обеих Сторон отходит на 10 см., и переходит в построение «расстроенное». Каждая Сторона рукопашной, но не каждое подразделение, теряет по одной подставке. Потери несет подразделение с более высоким рангом рукопашной. Если ранги рукопашной у подразделений одинаковые, потери несет любое подразделение на выбор Игрока.

 

Отступление проигравшего подразделения (или при ничьей).

Проигравшее (но оставшееся «собранным») подразделение (или после ничьей) отступает на требуемое расстояние в направлении строго противоположном от подразделения, победившего его в рукопашной. В конце движения между ними должно быть 20 см. В конце отступления подразделение должно суметь принять построение «расстроенное», не налетев при этом на другое подразделение или непроходимое препятствие. Если подразделение не может принять построение «расстроенное» при отступлении в нужном направлении (нет свободного места), оно:

1. отступает на меньшее расстояние в нужном направлении, пока не достигнет препятствия и сможет принять построение «расстроенное»;

2. если не может, то отступает в любом другом направлении (приоритет - от противника) по выбору своего Игрока.

Если нет возможности выполнить эти условия, подразделение сдается в полном составе - убирается со стола.

Проходимый рельеф НЕ УМЕНЬШАЕТ расстояние отступления. Край стола считается непроходимым препятствием.

 

Рукопашная с артиллерией, инженерами и обозом.

Артиллерийская батарея, инженерное подразделение и обоз в рукопашной гибнет автоматически и полностью (орудия остаются на месте в качестве трофеев). Они всегда проигрывают, так что Игрокам не требуется выяснять результат рукопашной.

Атакующий:

- не несет потери.

- не перестраивается в построение «расстроенное».

- остается  на месте (в случае с артиллерией - перед пушками).

Пушки без артиллеристов не являются препятствием для движения и других действий подразделений.

 

Артиллеристы и инженеры в проигравшем рукопашную «каре» или в проигравшем оборону населенного пункта подразделении. Инженеры, присоединенные к другому подразделению, участвующему в рукопашной.

Артиллеристы и инженеры гибнут по тесту 1Д20 при «11-20». При «1-10» остаются вместе с проигравшим рукопашную подразделением, в составе которого находятся или к которому были присоединены.

 

Особенности рукопашных из нескольких подразделений.

1. Если в одной рукопашной только один Игрок является атакующим:

- количество подставок подразделений одного Игрока (участвующих в рукопашной) складывается;

- из подразделений одного Игрока выбирается лучший ранг и лучшее построение при подсчитывании модификаторов.

При проигрыше или ничьей в любом случае каждая Сторона понесет потери не более одной подставки. Потери несет подразделение с более высоким рангом рукопашной. Если ранги рукопашной у подразделений одинаковые, потери несет любое подразделение на выбор Игрока.

2. Если в одной рукопашной два Игрока являются атакующими (сначала один атаковал, затем атакующего атаковал второй), рукопашная делиться таким образом, чтобы в каждой ее части был только один атакующий.

Подразделение, участвующее в нескольких частях рукопашной, делит свой состав по желанию Игрока (но не может участвовать всем составом в каждой части рукопашной). Затем подсчитывается результат по каждой части (с учетом п. 1). Подразделение, участвующее в нескольких частях рукопашной, выполняет худший результат рукопашной. Оно в любом случае теряет только одну подставку, если окажется проигравшим или добьется ничьей.

При этом следует понимать, что это ОДНА РУКОПАШНАЯ. Поэтому противник подразделения, которое участвует в двух частях рукопашной, также несет потери В ОДНУ ПОДСТАВКУ. Указанные потери несет подраздел

Бесплатный хостинг uCoz